МДОУ "Улыбка" Методическая копилка Консультации и рекомендации МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Консультация для педагогов

Одним из эффективных средств формирования словаря детей дошкольного возраста выступают дидактические игры. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра служит одним из основных средств развития речи детей. Она помогает усвоению, закреплению знаний. Использование дидактической игры повышает интерес детей к речи, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение речевого материала.
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно – образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, игровые правила.

Как отмечал А.Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.
Характерная особенность дидактической игры – связь учебных элементов с элементами игры. Учебное, дидактическое содержание уравновешивается другой стороной дидактических игр – деятельностью. Поэтому деятельность организовывается так, чтобы она как можно больше сосредотачивала внимание детей. В хорошо составленной дидактической игрек дети не должны подозревать, что они чему – о учатся. Здесь деятельность должна в большей или меньшей степени скрывать учебную, дидактическую цель игры. При проведении дидактической игры дети должны чувствовать всегда то, что они играют, а не учатся.
В дошкольной педагогике и методике сложилось традиционное деление дидактических игр на:
-игры с предметами;
-настольно – печатные игры;
-словесные игры.
Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведении. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы, объекты природы. Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно – образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции, совершенствовать речь, воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания. Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно – дидактические игры и игры – инсценировки. В сюжетно – ролевых дидактических играх дети выполняют определённые роли. А игры – инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, о литературных произведениях, о нормах поведения.
Настольно – печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Здесь преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству: различные типы лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, складные кубики и т.д.
Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому этот вид игры проводится преимущественно с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создаётся эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, вырабатываются быстрота реакции, умение принимать юмор.
Дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов:
1. Обучающая задача – основной элемент, которому подчинены все остальные. Для детей она формируется как игровая. Таким образом, в игровой задаче раскрывается «программа» игровых действий. Кроме того, с её помощью стимулируется желание их выполнить. Часто, игровая задача заложена в названии самой игры: «Угадай по описанию», «Скажи наоборот» и т.д
2. Игровые действия – это способы проявления активности ребёнка в игровых целях: опустить руку в «чудесный мешочек», нащупать игрушку, описать её; увидеть и назвать изменения, которые произошли с игрушками, расставленными на столе; подобрать кукле наряды и предметы быта, украшенные геометрическим узором. Игровые действия меняются в зависимости от возраста и уровня развития детей. Но есть одно педагогическое правило при организации дидактической игры: её развивающий эффект прямым образом зависит от того, насколько разнообразны и содержательны игровые действия, выполняемые ребёнком. Если педагог, проводя дидактическую игру, действует сам, а дети только наблюдают и иногда что-то говорят, её воспитательно – образовательная ценность пропадает!!!
3. Правила – обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной: им подчиняются все участник игры. Даже внутри одной дидактической игры правила различаются. Они направляют поведение и познавательную деятельность детей. Определяют характер и условия выполнения игровых действий, устанавливают их последовательность, иногда очерёдность, регулируют отношения между играющими. Другие правила ограничивают меру двигательной активности ребёнка, пускают её по иному руслу, усложняя тем самым решение обучающей задачи. В некоторых играх есть правила, запрещающие какие-то действия и предусматривающие наказание. Запрещающие правила усиливают контроль ребёнка за своим поведением, что повышает произвольность последнего.
Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.
Принципы осуществления словарной работы в дидактических играх:
1. Работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности.
2. Формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей.
3. Все задачи словарной работы решаются в единстве и в определённой последовательности.
Дидактические игры – широко распространённый метод словарной работы. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе. Игровые действия в словарных играх дают возможность активизировать имеющийся запас слов. Новые слова не вводятся. Если воспитатель стремится сообщить новые слова, он неизбежно вторгается в игровое действие, отвлекая детей от игры пояснениями, показом, что ведёт к разрушению детской игры.
Словарные дидактические игры помогают развитию видовых и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребёнок попадает в ситуации, когда вынужден использовать приобретённые ранее знания и словарь в новых для него условиях.
Подбор материала дидактических игр определяется задачами словарной работы. Для активизации бытового словаря подбирают игрушки или картинки, изображающие предметы быта. Для активизации природоведческого словаря подбирают природный материал. Одним из условий чёткого руководства играми является определение перечня слов, подлежащих усвоению.
Содержание и методика словарной работы в разных возрастных группах.
В младших группах преобладают занятия с образными игрушками – это типичные занятия с куклой. Эти занятия ценны тем, что слово в них связывается с действием. Новое слово может повторяться несколько раз в разных сочетаниях, по-разному изменяясь. Занятия с куклой: встреча новой куклы, день рождение куклы, одевание куклы на прогулку и т д. помогают закрепить в речи детей названия частей тела, предметов одежды, посуды, мебели, глаголы, обозначающие действия во время умывания, одевания, еды. При повторении необходимо учитывать опыт детей, продумывать, какие слова будут введены. Н-р, на занятии «Купание куклы» закрепляются слова раздеть, снять, надеть, простынка, вводятся названия действий намылить, смыть, обтереть и т.д.
Игры – занятия проходят как разговор воспитателя с детьми, сопровождаемый игровыми действиями. Они обогащают самостоятельную деятельность малышей. Взаимосвязь словарной работы на занятиях с воздействием на речь детей в быту, игре, создаёт условия для выработки у них многочисленных и разных по характеру ассоциативных связей на одно и то же слово.
Широко используются дидактические игры с игрушками: «Найди игрушку», «Угадай игрушку на ощупь», «Угадай, что изменилось?» и т.д. Игры проводятся с разной целью. Дети этого возраста способны осваивать обобщение второй степени, поэтому целесообразно учить их группировке предметов. В основе объединения предметов лежит функциональный признак (для чего нужен предмет?). Обучение происходи в игровой форме.
Интерес у детей вызывают дидактические игры – занятия типа «Приготовим салат», «Поучимся заваривать чай» и др., на которых детям показывают реальные операции на реальных предметах.
Средний дошкольный возраст – это качественно новая ступень в развитии ребёнка. На этом этапе происходит дальнейшее обогащение словаря, развивается способность к обобщению. Это связано с расширением жизненного опыта ребёнка и его круга общения с взрослыми и другими детьми.
В течение года словарь ребёнка 5-го года жизни увеличивается примерно на 600 - 800 слов. Особенно заметно возрастает количество употребляемых существительных и глаголов. Происходит углубление понятий и связанное с ним усвоение значения слов. Появляются ярко выраженное критическое отношение к речи окружающих, а иногда и к собственной, попытки осмыслить значения слов. В период между тремя и пятью годами наблюдается подъём интереса к слову, что проявляется в многочисленных вопросах.
Дети начинают пользоваться более точными наименованиями предметов, более разнообразно определяют предмет за счёт уточнения его качеств (яблоко – сочное, вкусное, спелое, гладкое, круглое), дифференцируют понятия (хороший, добрый, умный, ласковый, красивый – раньше все эти качества они называли универсальным словом хороший), используют больше глаголов для наименования однотипных действий (бежит, мчится, несётся).
Несмотря на увеличивающийся словарный запас, рост словаря отстаёт от роста представлений, появляется разрыв между пассивным и активным словарём. Отсюда обилие в речи детей указательных местоимений и наречий (тот, этот, туда, такой).
Задача воспитателя – уточнение смысла слов, активизация их в речи. Следует уделять внимание правильному понимаю слов, точному употреблению их по смыслу, расширению активного запаса слов; учить при составлении предметов выделять и точно обозначать существенные признаки; активизировать слова, обозначающие качества и действия. Важно обогащать речь детей прилагательными на основе расширения и углубления представлений (лиса – рыжая, хитрая, осторожная).
Детей учат использовать антонимы для обозначения величины, цвета; продолжают развивать понимание и навыки употребления слов, выражающих видовые и родовые понятия; формируют умение использовать обобщающие слова.
В средней группе проводят те же дидактические игры, но материал для них подбирают в соответствии с лексическим запасом детей. Увеличивается количество предметов (картинок) и их признаков, которые выделяются в игре. Игры содержат разные дидактические задачи: закрепление наименований предметов и игрушек; описание их на основе зрительного восприятия и без опоры на наглядность; сравнение по цвету, размеру, форме, назначению; классификация; закрепление грамматических форм слова; употребление слов, обозначающих пространственные отношения.
Таким образом, усложнение словарной работы в средней группе связано с расширением и углублением знаний об окружающем мире. В этой группе большое внимание уделяется обогащению словаря словами, которые придают речи ребёнка точность и выразительность, помогают выражать впечатления и переживания.
Большое место в средней группе занимает работа над многозначными словами. Для этого проводятся специальные игры. В них многозначное слово становится семантическим ядром, вокруг которого располагаются другие слова тематически связанного рода. Используют наглядность, а также драматизации и инсценировки. Словарные игры могут содержать задания на использование многозначных слов, синонимов, антонимов, словосочетаний в связных высказываниях о предметах и игрушках, а так же в высказываниях на темы из личного опыта.
Старший дошкольный возраст. В этом возрасте развивается личность ребёнка в целом, развивается и растёт сознание. Ребёнок начинает мыслить на основе общих представлений, его внимание становится более целенаправленным, устойчивым. Расширяется круг интересов, совершенствуется деятельность. В этом возрасте дети владеют бытовым словарём на уровне разговорного языка взрослых, употребляют слова не только с обобщающим, но и с отвлеченным понятием – горе, радость, смелость. У них появляется большой интерес к слову, его значению. Наблюдается и словотворчество – в тех случаях, когда в словаре ребёнка не находится нужного слова («самостреляльный» пистолет, «самогоночная» машина). Однако, в случаях затруднения, ребёнок не называет предмет. К 7-и годам большинство слов в словаре ребёнка составляют имена существительные – около 42% и глаголы – 43%. Прилагательные и наречия соответственно занимают около 7% и 6%; служебные слова – около 2%.
В старшей группе необходимо расширять запас слов за счёт:
- названий предметов, качеств, действий;
- активизации словаря;  употребления наиболее подходящих по смыслу слов при обозначении признаков и качеств предметов;
- формирования умения подбирать слова с противоположным значением (сильный – слабый, стоять – бежать);
- формировать умения подбирать слова со сходным значением (весёлый – радостный);
- использование слов, обозначающих материал (дерево, металл, стекло и пр.);
- осмысливания образных выражений в загадках, объяснения смысла поговорок.
В подготовительной к школе группе усиливается внимание к работе над смысловой стороной слова. К усвоению детьми выразительных средств языка. Особое внимание уделяется обогащению детской речи прилагательными и глаголами, выражающими качества и действия наблюдаемых объектов. Так, при рассматривание кролика не ограничиваются такими определениями шерсти, как белая и мягкая, а добиваются новых выразительных характеристик: тёплая, гладкая, пушистая, шелковистая. Употребляют глаголы: прыгает, скачет, присел, жуёт, принюхивается, хрустит (морковкой). Проводится сравнение объекта, наблюдаемого в данный момент с тем, который рассматривался раньше, даётся их описание. Одновременно, с углублением знаний, происходит освоение слов, более точно характеризующих разнообразные признаки предметов и действий. Если во 2 младшей и средней группах, рассматривая картинку, дети обозначали глаголом бежит движения зайца, лошади, рыси, то теперь при рассматривание этих же картинок они употребляют такие слова: заяц – скачет, мчится, несётся; лошадь – бежит, скачет; лиса – крадётся, гонится.
Речь детей обогащается прилагательными, которые обозначают большее количество признаков с более тонким их различием (оттенки цвета, состояние предметов, различия в размере, форме и т.д.). В словарь вводятся наречия, характеризующие качества действия: курица торопливо клюёт зёрна; облака плывут медленно. Усвоение наречий происходит легче, чем прилагательных, поскольку они, во-первых, не имеют лексической омонимии. А во-вторых, в словосочетаниях и предложениях примыкают к глаголам, в то время, как прилагательные согласуются с именами существительными.
Для закрепления навыков быстрого и точного выбора слов рекомендуются игры, направленные на:
- употребление детьми наименований предметов и их признаков;
- классификацию предметов и их обобщения.
Особое внимание уделяется семантизации лексики. Объяснение значения слов возможно не только при опоре на наглядность, но и через уже усвоенные слова.
В практике нашли широкое применение следующие приёмы толкования значения слов:
- объяснение значения слов путём показа картинки;
- сопоставление слова с другими словами;
- объяснение этимологии слова;
- составление словосочетаний и предложений с объясняемым словом;
- пояснение слова другим словом, близким по значению;
- подбор слова к слову, противоположного по значению;
- объяснение значения слова через его определение;
- сравнение слов по звучанию и значению, подбор рифмованных слов.
Большие возможности в старшей и подготовительной к школе группах открываются для работы с синонимами. В этой работе целесообразно использовать следующие приёмы:
- подбор синонимов к изолированному слову;
- объяснение выбора слов в синонимическом ряду;
- составление предложений со словами синонимического ряда;
- составление рассказа со словами синонимического ряда.
На этом возрастном этапе должна быть продолжена работа с многозначными словами. Здесь можно порекомендовать:
- объяснение и сравнение значений многозначных слов в контексте: ушко ребёнка и ушко иголки;
- подбор близких по смыслу слов к каждому значению многозначного слова;
- подбор антонимов к каждому значению многозначного слова;
- составление предложений с многозначными словами;
- рисование на тему многозначного слова;
- нахождение многозначных слов в пословицах, поговорках, загадках и т.д.;
- придумывание рассказов и сказок на тему многозначного слова.
Названные приёмы используются в играх типа «Кто больше придумает слов?», «Скажи наоборот», «Скажи по-другому», в играх в путаницу, небылицы и др.
Таким образом, дидактические игры являются одним из средств формирования словаря детей дошкольного возраста. Методика проведения дидактических игр в разных возрастных группах определяется содержанием словарной работы, а также особенностями овладения детьми различными лексическими единицами.


Подготовила Баранова М.Ю., заместитель заведующего по УВР
Список литературы:
1. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1974.
2. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. – Мн.: Издательство «Народная асвета», 1976.
3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: «Просвещение», 1991.
4. Бородич А.М. Методика развития речи. – М.: «Просвещение»№, 1981.
Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" Информация размещаемая на данном информационном ресурсе предназначена для всех видов возрастных аудиторий.